Кластеры — центры деловой активности//Дело.Общество.Деньги, №1 2008

20.10.08, 08:10

Существует несколько определе­ний кластеров, каждое из кото­рых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функциониро­вания. Как социальное понятие "кластер" — один из способов самоор­ганизации сообщества для выжива­ния в условиях жесткой международ­ной конкуренции. В инновационном процессе кластер можно рассматри­вать как устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединен­ное инновационной программой внед­рения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения его конкурентоспособности.

Промышленный кластер — это группа географически соседствую­щих и интеграционно взаимодейству­ющих компаний и связанных с ним организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоот­раслевой) сфере и взаимодополняю­щих друг друга.

Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяй­ственных систем определяют прежде всего факторы, стимулирующие распространение новых технологий, характер и структуру взаимодей­ствия науки, образования, финанси­рования, государственной политики и промышленности. Наиболее жиз­неспособные кластеры инновацион­ной активности формируются на ос­нове диверсификации межотрасле­вых связей. Разнообразие и относи­тельная доступность внутри класте­ра различных источников технологи­ческих знаний и связей облегчает комбинирование факторов производ­ства и становится предпосылкой эф­фективной инновации.

Одним из отличительных призна­ков промышленного кластера в общей модели производственно-коопераци­онных и иных взаимодействий субъ­ектов хозяйствования является принцип территориальной локализации.

Современные кластеры, как пра­вило, являются сетями, охватываю­щими несколько отраслей и включаю­щими разнообразные фирмы, специа­лизирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конеч­ного продукта.

Отсюда другим признаком класте­ра в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодей­ствий субъектов экономики является четко выраженный фактор лидирую­щего (интегрирующего) продукта или услуги. Часто этот принцип практи­чески интерпретируется как необхо­димая роль лидирующего инвестора, "выстраивающего" кластер на базе вновь создаваемых, действующих и реструктурируемых предприятий, в том числе и из числа субъектов мало­го предпринимательства.

КЛАСТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ:

• наличием крупного предприя­тия — лидера, определяющего дол­говременную хозяйственную, ин­новационную и иную стратегию всей системы;

• территориальной локализацией ос­новной массы субъектов экономи­ки — участников кластерной сис­темы;

• устойчивостью хозяйственных связей субъектов экономики — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участ­ников;

• долговременной координацией вза­имодействия участников системы в рамках ее производственных прог­рамм, инновационных процессов основных систем управления, контроля качества и пр.;

• ориентацией продукции класте­ров, как правило, на экспорт или импортозамещение. В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в клас­теры, группируются, исходя из степе­ни межотраслевой циркуляции про­дукции и знаний.

При этом анализи­руются:

• потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и проме­жуточных товаров в других отрас­лях, а также взаимодействием между их производителями и поль­зователями;

• техническое взаимодействие, вы­раженное в патентовании, освое­нии патентов, использовании науч­ных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в со­вместных исследовательских про­ектах;

• мобильность персонала между сег­ментами кластера с целью распро­странения лучших достижений управления.

С началом формирования ключе­вых промышленных кластеров в веду­щих экономиках, например в Герма­нии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) в 1950-1960-е гг., целые группы отраслей стали вза­имодействовать внутри кластеров.

В экономически развитых стра­нах международная конкурентоспо­собность укреплялась в рамках от­дельных кластеров. В настоящее время полностью кластеризованы финская и скандинавская промыш­ленность.

Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе рас­пространяется на оборудование по деревообработке и производству бума­ги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (нап­ример, производство спичек). Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Подоб­ным же образом немецкие машиностроители и автомобилестроители вы­игрывают от наличия в Германии вы­сокоразвитого производства компо­нентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформирова­лись в промышленных районах, в ко­торых сложились отраслевые комби­нации: металлообработка — режу­щий инструмент, мода — дизайн, ко­жа — обувь, деревообработка — ме­бель.

Китаю понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных клас­теров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленнос­ти, фабрик спорттоваров, одежды, иг­рушек, посуды и др.

В настоящее время в США более половины предприятий работает по такой модели производства — предп­риятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и иннова­ционный потенциал. Задача форми­рования и укрепления региональ­ных инновационных кластеров в США была поставлена в число важ­нейших национальных приоритетов в докладе Совета по конкурентоспо­собности 2001 г.: "В эпоху, когда на­циональные границы становятся ме­нее важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда, приобретают локальный характер".

Во многих развитых странах отрас­левые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сооб­ществ. В качестве характерных при­меров можно назвать кластеры — ав­томобильный (Северный Рейн-Вест-фалия, Германия), химический (Син­гапур; Пермская область, Россия), би­отехнологический (Швеция), продук­товый (Аризона, США), связи и теле­коммуникаций (Италия; Хельсинки, Финляндия), аэрокосмический (Мос­ковский регион), кинопроизводства (Голливуд, США), компьютерной тех­ники и информационных технологий (Силиконовая долина, США). Извест­ны кластеры в сфере малого и средне­го бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инноваци­онной сфере (биотехнологии, теле­коммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилест­роение), в области автоспорта.

Интересным примером кластер­ной организации группы высокотех­нологических отраслей производства считается г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.). В настоящее время на­учно-производственный комплекс го­рода представлен 29 предприятиями и организациями: Ленинградской атом­ной электростанцией им. В. И. Лени­на; 8 государственными научными организациями, в числе которых На­учно-исследовательский технологи­ческий институт им. А. П. Александ­рова (НИТИ), Федеральный научно-производственный центр Научно-ис­следовательский институт комплекс­ных испытаний оптико-электронных приборов и систем (ФНПЦ НИИКИ ОЭП); 16 малыми предприятиями научно-технической сферы, Ленингра­дским специализированным комби­натом "Радон" и другими организациями.

Кластерный подход предполагают косвенное воздействие на промыш­ленное развитие через создание усло­вий для развития бизнеса.

Кластер как устойчивое партнер­ство взаимосвязанных организаций и отдельных лиц основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации и может иметь потенци­ал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возмож­ностей партнеров на длительном пе­риоде, сочетания кооперации и кон­куренции, близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы меж­ду секторами и видами деятельнос­ти, и все они рассматриваются во взаимосвязи. Отсутствие распреде­ленных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгод­ных договоренностей в рамках уста­новленных государством приорите­тов и правил. При этом необходимо учитывать, что каждый из участни­ков решает свои характерные зада­чи, определяемые его уставными, программными, нормативными до­кументами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективное общее и профессиональное образова­ние, научные исследования, произ­водство, местная и региональная власть выгодны всем.

ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР ЯВЛЯЮТСЯ:

* согласование требований головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;

* снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;

* более эффективный характер коллективных инноваций в науко­емких отраслях, включая совместный дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;

* увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консал­тинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внед­рения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;

* расширение доступа к информации о потребностях рынка и прод­вижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;

* повышение возможности предприятий, в том числе малых, к прив­лечению инвестиций и грантов;

* более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.

КЛАСТЕРЫ НАПРАВЛЕНЫ НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

* повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;

* снижение затрат и повышение качества соответствующих науко­емких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологи­ях и т. д.;

* обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;

* консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

yandex_share